Фотографирование собаки.

Н. Малышева, специально для " Вестника колли и шелти ".

Наверное нет необходимости доказывать, что фотографии собак в современной кинологии играют огромную роль. Несколько удачных фотографий, размещенных в специализированных изданиях, могут создать славу питомнику, сделать производителя популярным, привлечь покупателей. А могут дать и противоположный эффект, сделав мощную антирекламу собаке или питомнику. Мастерство фотографа играет здесь ведущую роль. 

Как научиться этому почти искусству - «кинологической» фотографии ? В первую очередь это изучение удачных снимков опытных мастеров. Если посмотреть на них внимательно, то можно обнаружить, что у каждого из них есть свой стиль, свои излюбленные приемы и способы, которыми достигается нужный эффект. Большая удача, если удастся присутствовать на их фотосессиях. Ну и, конечно, практика, больше практики !

В этой статье позволю себе дать несколько рекомендаций тем, кто начинает фотографировать собак и хочет достичь в этом хороших результатов. 

Условно весь спектр фотографий с участием собак можно разделить на несколько категорий. Итак:
1. Художественные фотографии. 
2. Фотографии «из жизни» ( сюда же относятся забавные и «спортивные» фотографии ). 
3. Репортажи с выставок. 
4. Экстерьерные ( рекламные ) фотографии. 

Художественные фотографии с участием собак украшают обложки журналов, являются прекрасным оформлением специализированных изданий. Очень эффектными бывают фотографии собак на природе, когда собака органично вписывается в пейзаж. Также собака может оригинально смотреться на фоне архитектурного ансамбля.

Эти фотографии обычно не очень много говорят об экстерьере или характере животного. Собака на такой фотографии - может быть и важная, но только часть композиции. А на первый план здесь выступают красота или оригинальность композиции, сочетание форм и цветов, настроение снимка в целом. 

Фотографии «из жизни» призваны остановить мгновение - прекрасное, смешное, исключительное или типичное. Главное качество таких фотографий - естественность. Эти снимки должны создавать у зрителя впечатление присутствия, соучастия. Ракурс, с которого проводится съемка, очень важен не только с точки зрения композиции. Выбирая ракурс, фотограф должен учитывать, насколько изображение будет понятно человеку, который не видит контекста происходящего. У зрителя, смотрящего на фото, не должно возникать вопросов «а что это ?», «что они там делают ?» или, во всяком случае, ответы на эти вопросы должны находиться на снимке т. п..

Как правило, при съемке жизненных сценок мы имеем дело с динамичными объектами, и, пожалуй, самое сложное - поймать ТОТ САМЫЙ момент. Здесь от фотографа требуется умение предвидеть, что произойдет в следующий миг, и, конечно, хорошая скорость реакции. Важна также собранность, позволяющая в ответственный момент все сделать технически правильно, а, следовательно, получить качественный снимок.

Хорошие фотографии «из жизни» как никакие другие дают представление о темпераменте собаки, ее привычках, способностях и настроении, отношениях с хозяевами и другими собаками. Это самые трогательные фотографии, оставляющие след в памяти любящих людей. 

Репортажи с выставок очень ценны тем, что позволяют виртуально «поприсутствовать» на выставке, проходящей порой на другом конце земного шара, и получить общее представление о собаках, которые на ней представлены. А для самих участников это возможность посмотреть на себя и своих собак со стороны, освежить в памяти некоторые моменты выставки.

Я считаю, что фотография, сделанная в рамках репортажа, должна отражать именно то, как собака выглядела в ринге со всеми своими плюсами и минусами сегодняшнего дня. Это дает возможность лучше оценить представленное поголовье, понять расстановки, сделанные экспертом, оценить конкретных собак в естественных условиях, без рекламных ухищрений. Таким образом, важнейшим качеством выставочного фоторепортажа является объективность.

Человек, решивший сделать фоторепортаж с выставки, берет на себя достаточно большую ответственность. Хотя перед фотографом и не стоит задачи скрыть недостатки представленных собак, он должен постараться снять всех собак наилучшим образом, поймав их самые удачные моменты в ринге. Это требует в первую очередь доброжелательности к экспонентам, а также большого терпения и внимательности.

Очень важно также занять удобную и выгодную позицию за рингом, так, чтобы иметь возможность снимать собак в стойке ( сбоку или чуть спереди ) и одновременно при правильном освещении ( чтобы на собаку не отбрасывались тени ). К сожалению, это не всегда возможно и, по моему мнению, если совместить эти два требования не получается, лучше вообще не снимать на данной выставке.

Очень большую роль в успехе играет мастерство хендлера. У хорошего хендлера собака стоит в достойной стойке большую часть времени, проведенного в ринге. Если собака представлена неумело, безразлично, постоянно двигается или большую часть времени стоит «в раскоряку», будет достаточно проблематично сделать удачное фото.

Хороший хендлер никогда не откажет в фотосъемке. Напротив, он сделает все, чтобы помочь сделать лучший снимок, ведь это дополнительная реклама.

Любая собака, находящаяся в ринге, может быть сфотографирована. Собака, приведенная в ринг, выставлена для всеобщего обозрения и, в том числе, для фотосъемки. Ведь если собаку привели на выставку, это значит, что ее владельцы считают, что она находится в достойной форме, в противном случае ее не стоит выводить в ринг.

Идеальной техникой для фоторепортажа с выставки является цифровой фотоаппарат. Он позволяет сразу увидеть то, что у Вас получилось, и, если Вы не удовлетворены, переснять собаку, которая вышла неудачно. Для съемок на выставке очень удобны фотокамеры, позволяющие снимать с большим приближением, что дает возможность снимать собак на протяжении всего рингового времени.

Очень важный момент - отбор уже готовых фотографий. Если автор собирается публиковать свой репортаж, то он должен быть особенно критичен к своей работе. Фотография собаки должна пройти «тест качества». Насколько это в принципе удачная фотография для данной собаки ? Является ли эта фотография лучшей из того, что Вы могли сделать на этой выставке ? Фото не должно дискредитировать собаку, отражать реальную форму собаки на момент выставки, должно быть хорошего качества и иметь определенную художественную ценность. Руководствуйтесь принципом «Лучше меньше, да лучше» и публикуйте только те фото, смотря на которые Вы по-настоящему довольны результатом своей работы. 

Рекламная фотография - вершина кинологического фотоискусства. Удачные рекламные снимки являются частью кинологической фотолетописи: по опубликованным в специализированных изданиях или хранящимся в архивах рекламным фотографиям новые поколения собаководов изучают историю породы. Но, конечно, прежде чем рекламное фото станет историей, оно должно послужить популярности конкретной собаки у современных ей собаководов.

Банально, но тем не менее верно, что рекламная фотография должна скрывать недостатки собаки и подчеркивать достоинства. Если Вы хотите сделать хорошую рекламную фотографию, то возникает вопрос - каким образом этого добиться ?

Необходимо настроится на то, что потребуется достаточно много времени и терпения. Часто подготовительный этап занимает больше времени, чем непосредственно съемка, особенно для длинношерстных пород. Собака должна быть в хорошей кондиции и чистой, с полностью подготовленной по стандарту шерстью. Если требуется стрижка или особая укладка, все это обязательно нужно сделать перед съемкой. Не жалейте на это времени, только так можно сделать настоящее рекламное фото.

Желательно заранее присмотреть место для съемки. При этом не забудьте учесть местоположение солнца, которое будет на момент съемки. Идеальная погода - это светлый день без яркого солнца ( солнце может создавать блики ). Лучше всего снимать в середине дня, так чтобы было светло, и если солнце есть, короткие тени. 

И, конечно, нужно учесть окрас собаки. Фон должен умеренно контрастировать с окрасом, выгодно подчеркивая его. Так, для собаки со светлым соболиным окрасом не стоит выбирать более темный фон ( на котором собака будет выглядеть соломенной ) или палевый ( песок или сено с которым окрас сольется ). Для темно-соболиной или черной собаки также не рекомендуется темный фон ( с которым она будет сливаться ) или белый ( может возникнуть излишний контраст ).

Идеально, когда на фотосессии присутствует три человека: фотограф, хендлер ( который ставит собаку и корректирует стойку ), а также помощник ( который зовет собаку и помогает фотографу и хендлеру ). От помощников зависит практически столько же ( если не больше ), чем от фотографа, ведь именно они «создают» картину, которую фотограф будет пытаться запечатлеть. Однако фотограф выполняет координирующую функцию , руководя общими действиями. Ведя себя тактично и азартно, он помогает помощникам сосредоточиться и оставаться заинтересованными ( а значит и более эффективными ) весь период фотосессии.

Классическое рекламное фото - стойка в профиль или развернутая в три четверти. Голова может быть повернута к объективу или показана в профиль. Хорошо еще сделать рекламный портрет ( в фас или в три четверти ). Рекламная фотография должна показывать всю собаку, не скрывая каких-то частей тела. 

Рекламное фото выигрывает, если на нем виден темперамент, настроение собаки. Важно учитывать, что собака быстро устает позировать, поэтому стоит делать небольшие перерывы в съемке, играть с собакой, не ругать ее за то, что она не так стоит и всячески поддерживать ее хорошее настроение. Собака должна получать удовольствие от фотографирования !

При съемке собака стоит на ровной твердой горизонтальной плоскости. Не снимайте собаку в высокой траве ! Например, это ухищрение иногда используется, чтобы скрыть недостаточность уборного волоса у длинношерстных колли. Искажая пропорции собаки, эта хитрость обычно не достигает своей цели, являясь слишком очевидным намеком на отсутствие должного количества шерсти и скрывая важные нюансы строения собаки. Более эффективный метод «борьбы за шерсть» - снимать собаку при легком ветерке, таким образом, чтобы очесы незаметно «выдувались» из-под собаки в сторону фотографа. Ветер должен быть действительно очень легким, чтобы не создавалось впечатление ветреной погоды, а шерсть лежала естественным образом. Если же ветра нет, можно попробовать аккуратно вычесать очесы на одну сторону ( к фотографу ), что зрительно увеличит их объем. Но, конечно, желательно в принципе снимать длинношерстную собаку полностью одетой, тогда все эти уловки не понадобятся. 

Вот еще несколько маленьких хитростей, которыми пользуются опытные фотографы, чтобы скрыть экстерьерные недостатки и подчеркнуть достоинства:
- высокозадую собаку можно поставить задними ногами в небольшую ямку; 
- низкопередую собаку можно поставить на наклонной плоскости так, чтобы линия спины стала горизонтальной;
- чтобы скрыть прямоватое плечо передние ноги ставят не параллельно друг другу, а ближнюю к объективу немного отодвигают назад, что создает лучший угол;
- чтобы сделать углы задних конечностей более выразительными, дальнюю заднюю ногу несколько отставляют по сравнению с ближней, либо дальнюю ставят в ямку;
- яркое солнце заставляет собаку немного зажмуриться - так можно скрыть несколько кругловатые или крупноватые глаза; 
- собаку со светловатыми глазами лучше снимать без солнца, т. к. яркое солнце делает глаза зрительно еще светлее; 
- снимая гладкошерстную собаку, можно немного развернуть ее передом к объективу, чтобы подчеркнуть объем и рельефность мускулатуры.

Конечно, это только несколько идей. Главное для хорошего фотографа - быть творческим, не боятся экспериментировать и не следовать шаблонам слепо. И, конечно, иметь свой образ идеальной собаки данной породы. Он должен понимать, что является недостатками конкретной собаки, но главное   видеть ее достоинства и суметь их подчеркнуть. Каждый кадр - это попытка увидеть в конкретном животном идеал породы и показать это свое видение зрителю.

Хорошее рекламное фото таит в себе некоторую неочевидную опасность для разведенцев. Я имею в виду, что рекламное фото призвано скрыть существующие недостатки, для чего мы тратим много времени на подготовку собаки к фотосессии и саму съемку, а потом выбираем одну - две фотографии из десятков, а то и сотен кадров. Может статься, что эта пара снимков отражает именно то, какой мы хотели бы видеть свою собаку и возникает искушение начать воспринимать ее именно такой - лишенной недостатков, идеальной собакой-мечтой с фотографии. Но все-таки бывают идеальные фото, но не бывает идеальных собак. Сумев скрыть недостатки на фото, мы не исправляем их в жизни. Поэтому, на мой взгляд, полезно сохранять для «внутреннего пользования» экстерьерные фотографии, не скрывающие или даже подчеркивающие реальные недостатки экстерьера. Их изучение помогает избежать ошибок в разведении, хорошо показывая, что именно надо корректировать. 

Хотелось бы коснуться еще одного момента. Современные компьютерные возможности позволяют сделать с любым изображением практически что угодно - изменить цвета, убрать лишнее и дорисовать несуществующее. Это ставит вопрос об этичности использования программ обработки изображения применительно к «официальным» фотографиям собак. Я считаю современные программы прекрасным средством улучшить качество снимка ( яркость, цветность, контрастность, коррекция дефектов пленки и т. п. ). Также допускаю некоторую «косметическую» обработку фото, не касающуюся экстерьерных изменений ( например, «убрать» прохожего и мусор, случайно попавшие в кадр ). Если же фотомастер систематически злоупотребляет техническими средствами ( дорисовывая несуществующее или убирая лишнее прямо на фото ), то, как правило, это становится довольно быстро известно коллегам, и его фотографии перестают пользоваться доверием. Рекламная фотография, несмотря на все изыски в момент съемки, должна показывать реальную собаку, а не быть произведением компьютерной живописи. 

Фотография - занятие увлекательное и творческое. Оно является частью «обязательной кинологической программы», наряду с посещением выставок, дрессировкой и т. д.. И его особая ценность в том, что оно позволяет реализоваться художнику " внутри нас ".

Источник: http://doggi.ru/