Мы в одной стае.

Владимир Гриценко.

Гриценко Владимир, кандидат ветеринарных наук, инструктор по дрессировке.

Мы все на самом деле - члены одной стаи, так как образуем коллективы по сходному принципу - доминирования-подчинения. Вспомните, кого удалось приручить-одомашнить: коров, лошадей, ослов, овец, коз, верблюдов, лам, собак и немногих других. А получилось это потому что все они живут стадами или стаями, которые существуют благодаря этому принципу. На нем же держаться любые сообщества - от демократического государства до стаи гиен. 

Доминировать - это значит иметь больше прав и уметь подавлять возможных конкурентов. Животное, обладающее такими признаками, называют доминирующим, или доминантным. А того, кто подчиняется попыткам подавления и имеет меньше прав, называют субдоминантом.

Во главе стаи стоит лидер. Как правило, это - животное среднего возраста, физически сильное, в драках доказавшее свое превосходство. Лидер имеет право первым подойти к пище и съесть больше, занять комфортное место отдыха, он первый имеет право на самку и т. д.. Но самое главное, - лидер имеет право управлять поведением других членов стаи. Если субдоминант не реагирует на рычание и угрожающую позу, лидер может устроить ему выволочку. 

Кроме того, иногда в стае есть вожак. Чаще всего им бывает старое, опытное животное, которое обычно большую часть времени отдает воспитанию молодняка. Но в ситуациях опасных, новых или нестандартных вожак может повести за собой стаю и руководить ею. Когда ситуация разрешается, лидер снова занимает свой трон.

Взаимоотношения доминирования-подчинения членов стаи образуют ее иерархическую структуру, которая может быть очень разнообразной. Линейную структуру называют еще иерархической лестницей, вершину которой занимает лидер. На нижележащих ступенях располагаются субдоминанты. Чем более низкую ступень занимает животное, тем ниже его ранг, он субдоминантен по отношению ко всем вышестоящим животным.

Но иерархическая лестница - не единственный путь решения проблемы доминирования-подчинения. Иногда бывает и так: животное А доминантно по отношению к животному Б, которое, в свою очередь, доминантно В, а животное В может быть доминантно по отношению к А. Вот и разберись, где лидер ! 

Но это все схемы. Реальные взаимоотношения в стае, конечно, богаче и разнообразней. Иногда случается, что в одной ситуации животное ведет себя, как доминант, а в другой - как субдоминант. 

Иерархические взаимоотношения чрезвычайно важны для организации совместного поведения, а оно у стайных животных достаточно сложное ( оборонительное, охотничье, территориальное и т. п. ). Успех такого поведения зависит от четкой координации действий членов стаи, что и обеспечивается ее иерархической структурой. 

Несмотря на то, что структура эта устанавливается в результате борьбы, она призвана уменьшить количество и выраженность вооруженных конфликтов. На самом деле, когда отношения выяснены и роли распределены, достаточно косого взгляда, рычания или оскаленных зубов, чтобы напомнить субдоминанту о его месте. Иногда неопытному наблюдателю может показаться, что в стае и вовсе отсутствует иерархия, так как при устоявшихся взаимоотношениях конфликты могут возникать только в провоцирующих их ситуациях, например при наличии течной самки, и чаще между животными, имеющими близкие ранги.

Но оказывается, иерархические взаимоотношения являются не только свойством стайных и стадных животных, но и их потребностью. Вероятно, животное чувствует себя комфортней, когда ясно, кто в доме хозяин. Если человеческая семья не предлагает собаке одну из моделей иерархических взаимоотношений, то она начинает создавать их сама.

Наличие иерархической структуры в сообществах животных дало человеку возможность управлять их поведением в любом возрасте. Например, кошачьи легко управляемы только в детстве, а покидая семью, становятся очень независимыми. Вспомните наших домашних кошек ! Место животного в стае определяется его физической силой, агрессивностью, особенностями нервной системы, полом, возрастом, а может быть, и просто нахальством. На ранг подрастающих щенков может оказывать влияние ранг их родителей. Совсем же молодые щенки находятся вне иерархической структуры, по крайней мере им прощается очень многое. Предполагается, что снисходительное отношение взрослых животных к щенкам вызвано, с одной стороны, «щенячьим» запахом, а с другой, их специфическими позами подчинения - опрокидывание на спину, облизывание Брылей взрослых животных, поджатые хвост и зад, опущенные уши. Щенки очень старательно демонстрируют позу подчинения, подчеркивая свой социальный статус неприкосновенности, но называется это почему-то «щенячьей трусостью». 

Значение иерархических взаимоотношений в воспитании и научении ( дрессировке ) заключается в том, что управлять поведением, регламентировать его и обучать щенков чему-нибудь имеет право лидер или доминирующее животное. Даже такая свойственная молодым животным форма учебы, как имитация ( подражание ), возможна лишь в том случае, когда животное является доминирующим. 

Иерархическая структура человеческой семьи также определяется множеством факторов. Даже самая простая семья, состоящая из папы, мамы, ребенка и бабушки, может иметь несколько форм. Не исключена лидирующая роль бабушки или ребенка.

Щенок, попадая в человеческую семью, быстро понимает «кто есть кто», даже если лидер и не общается с ним. На глазах у хвостатого малыша глава человеческой семьи управляет поведением ее членов и они подчиняются ( ! ). Угрожающая интонация, окрик, специфические слова, своеобразная мимика и жестикуляция - значение этого всего вполне понятно щенку. 

Оценив ситуацию, маленький пес, взрослея, будет пытаться занять свое место поближе к лидеру, а то и сместить его, как нашептывают ему гены. Близость к вершине иерархической лестницы гарантирует полный желудок, удобное место для отдыха и наилучшие условия для выживания будущего потомства.

В силу биологических особенностей собак, благодаря импринтингу ( запечатлению ) человек воспринимается молодыми животными как собственный родитель. Для наших щенков такое заблуждение облегчается тем, что они практически лишены общения с себе подобными и вынуждены либо считать себя людьми, либо нас - собаками. 

Пока щенок мал, «родитель» ( любой член семьи, осуществляющий кормление, уход и прогуливание ) пользуется безграничным доверием и неограниченным кредитом на любые способы воздействия на щенка: щенок постоянно следует за ним, страдает без него, позволяет и прощает даже болевое воздействие с его стороны. Всех членов семьи-стаи ( а кстати, семья превращается именно в семью-стаю, после того как приобретает щенка ) он тоже любит, то есть всячески демонстрирует позу подчинения и свою принадлежность к щенячьему возрасту. Так продолжается месяцев до 4-6, у некоторых собак немного дольше. 

Подросший щенок становится более независимым, но поскольку процесс физического развития еще не завершен, он продолжает относиться ко всем членам семьи как типичный субдоминант. Родитель, сопровождающий его на прогулках, скорее всего, становится ( воспринимается ) вожаком. Щенок пока теряется в незнакомой местности и новых для себя ситуациях, еще много не умеет, поэтому легко отдает права руководства собой человеку. 

Первые два периода социального развития щенка очень обманчивы по своему содержанию, особенно для владельцев крупных собак, склонных к агрессии. Кажется, что щенок южнорусской или среднеазиатской овчарки останется на всю жизнь таким же любящим, послушным, игривым и всепрощающим.

Но месяцев с десяти или немного позже наступает период, когда щенок начинает ощущать себя взрослой собакой. Он уже вырос и освоился с местностью, где обычно гуляет, познакомился с собаками, которых чаще встречает, научился тому необходимому минимуму, который позволяет ему выжить в данной обстановке ( экологической нише ). И, наконец, наступает момент, когда вожак становится ненужным. Более того, молодая собака может ощущать в себе силы для того, чтобы возглавить стаю, и начинает бороться за выгодное место в иерархической структуре семьи. Борьба может иметь различные формы: от простого неподчинения и игнорирования владельца на прогулках, до открытой агрессии при попытке управлять собакой, заставить ее что-нибудь сделать. Молодая собака еще подчиняется лидеру семьи, но если ее продолжают не воспитывать и не дрессировать, может вступить в конфликт с ним. 

Позволив себе занимать в семье высокий иерархический ранг, члены семьи теряют право на управление ее поведением. Собака не только перестает их слушаться, но и сама предпринимает попытки регламентировать их поведение. Особенно достается тем, кто занимает низшие места иерархической лестницы семьи, а это чаще всего дети и пожилые люди.

Послушание собаки в семье, отсутствие конфликтов, вызванных ее агрессией, и в целом удовлетворенность собакой определяется многими причинами: породными особенностями, свойствами высшей нервной деятельности собаки, составом семьи и уровнем взаимоотношений членов семьи между собой и собакой, но особенно - ранним воспитанием собаки, во время которого и формируются ее иерархические взаимоотношения с членами семьи. Напомню, что не формироваться они не могут, и, если вы не обратите на это должного внимания, собака возьмет инициативу в свои лапы, а то и зубы. 

Как показал опрос владельцев собак различных пород, в среднем около 20 % собак ( независимо от их породы ) проявляют к ним ту или иную степень агрессии, а около 36 % собак проявляют явную агрессию. То есть именно такое количество владельцев безответственно подошли как к выбору породы, так и дрессировке своих собак. Напомню, что плохих пород не бывает !

Источник: http://all-terriers.info/