Несколько слов о воспитании, обучении и дрессировке.

В. Варлаков.

Валерий Варлаков - директор школы профессиональной дрессировки.

К сожалению, многие владельцы собак не задумываются о сущности процесса обучения и по незнанию путают его с воспитанием и дрессировкой. Смешение этих понятий приводит к проблемам, создавая дополнительные трудности в работе с животным.

Hапример, несвоевременное предъявление к собаке завышенных требований на этапе обучения вызовет у животного состояние эмоционального стресса. В результате собака начнет избегать процесса обучения и контактов с дрессировщиком или же станет агрессивной. Запоздалое подчинение собаки и повышение требований к чистоте выполнения давно уже освоенных навыков также могут сопровождаться ее подавленным состоянием или агрессией. Особенно важно разграничить эти понятия при работе со щенком и молодой собакой - ведь у воспитания и дрессировки разные цели.

При обучении собака, чтобы достичь желаемого ( например, лакомства ), совершает определенную, требуемую дрессировщиком, работу. Однако необходимо понимать, что по приказу учителя она будет выполнять то, чему ее научили, лишь тогда, когда их интересы будут совпадать.

Для того чтобы собака выполняла команды дрессировщика безотказно, необходимо следующий этап - дрессировка - процесс установления желательного типа отношений между дрессировщиком и собакой, а также отработка навыков в соответствии с установленным нормативом.

Всякая отдрессированная собака обязательно так или иначе обучена, но далеко не всякая собака отдрессированна. Разница между ними заключается в том, что последняя выполняет команды дрессировщика по своему желанию.

Воспитание - это целенаправленный процесс формирования человеком у щенка вполне определенных норм поведения в семье, на улице, по отношению к окружающим его собакам, другим животным, людям и разнообразным условиям внешней среды, а также установление оптимальных взаимоотношений между членами семьи и взрослеющей собакой. Воспитанная собака может мало знать и уметь, но при этом ведет себя весьма благородно, так как ей известны правила хорошего тона, и тем самым она не создает проблем своему хозяину и окружающим.

Hа практике обучение, воспитание и дрессировку грамотный инструктор осуществляет практически одновременно, ставя лишь различные задачи перед собой и собакой. Однако он никогда не будет предъявлять к собаке новых требований, пока та не поймет смысла ранее поставленной перед ней задачи. Активно используя различные приемы, дрессировщик незаметно для собаки подчинит ее своей воле, добьется безотказного выполнения освоенных ею навыков и сформирует желательные для него и окружающих нормы поведения. Методы обучения служат дрессировщику своеобразным инструментом, которым он пользуется для решения задач в процессе целенаправленного воспитания и дрессировки.

До недавнего времени в специальной литературе рассматривался лишь один вид обучения - " условно-рефлекторный " и почему-то признавался как единственно возможный. Hа самом деле их несколько.

Привыкание - один из наиболее простых видов обучения. Он характеризуется не появлением новой реакции ( нового поведения ), а утратой ранее имевшихся.

Условно-рефлекторное обучение - характеризуется появлением у собаки простых поведенческих реакций, сходных с врожденными, и определенных эмоциональных состояний в ответ на действия специальных и обстановочных сигналов ( условных раздражителей ), а также факторов времени. Следует отметить, что при условно-рефлекторном обучении собака пассивна и получает знания неосознанно. Важной чертой условного рефлекса является ассоциация собакой условного сигнала ( команды ), с применяемым воздействием ( например, боль, пища, ласка ).

Помните, что независимо от того, какие способы обучения вы применяете, эффект условно-рефлекторного обучения будет им сопутствовать и формировать те или иные эмоциональные состояния собаки, которые самым непосредственным образом влияют на успех работы в целом.

Инструментальное обучение - лишено условного раздражителя, если не рассматривать в качестве такового окружающую обстановку. Кроме того, собака является активным участников процесса обучения и оказывает те или иные воздействия на окружающую среду.

При оперантном обучении собака действует достаточно активно. Она запоминает и отбирает любые полезные для себя действия ( операнты ), хотя в начале обучения первые действия животного, как правило, случайны.

Ассоциативное обучение - основано на способности собаки обучаться, улавливая связи между событиями и свойствами предметов, то есть устанавливать ассоциации. Классическим примером может служить процедура обучения собаки выборке вещей по образу запаха и работа собаки по следу человека. Hа принципе ассоциативного обучения построены многие приемы переноса навыков, подчас совсем не похожие на исходные.

Инсайт ( с англ. insight - постижение, озарение ) - вид обучения, при котором решение задачи собакой происходит внезапно, на уровне озарения, как плод предварительных " размышлений ".

Латентное ( скрытое ) обучение собаки наблюдается, когда без видимого положительного или отрицательного одкрепления она приобретает полезные знания об окружающем ее мире.

Аффективное обучение - обучение в состоянии сильного эмоционального потрясения, сопровождающегося обычно чувством страха у собаки и невозможностью контролировать собственное поведение. Животное обучается мгновенно, запоминая, как бы " запечетлевая " ситуацию в целом ( или же вычленяя значимый элемент ситуации ) и то поведение, с помощью которого ей удалось ее избежать. Последствия аффективного обучения проявляются, лишь когда собака вновь сталкивается с отдельными элементами ( или ситуацией в целом ), породившими сам аффект. Важно понимать, что проявление этого поведения ( например, агрессии или паники ) происходит без участия сознания собаки. Вот почему исправлять последствия аффективного обучения очень сложно.

Подражание - это обучения ( обычно неосознаваемое ), характерное прежде всего для молодых особей, когда, наблюдая за поведением других, собака перенимает и навыки и привычки.

Hаиболее часто этот вид обучения используется дрессировщиками при подготовке собак для караульной и пастушьей служб.

Описанные виды обучения отражают лишь внешнюю сторону процесса усвоение знаний. Как показывают эксперименты, внешне одинаковое поведение может быть сформировано на разных уровнях восприятия и обработки информации.

Обучение собаки при соблюдении определенных правил способствует ее лучшему развитию и адаптации к среде обитания. В зависимости от вида обучения происходят более или менее длительные и устойчивые изменения в индивидуальном поведении собаки.

Источник: http://pikc.at.ua/