О дрессировке собак.

       Основы методологии дрессировки.

Дрессировка - это выработка у собаки определённых навыков, необходимых для управления её поведением. Поведением хорошо выдрессированной собаки управляет её хозяин, побуждающий собаку своими сигналами ( командами и жестами ) к совершению ( или не совершению ) определённых действий: посадка, укладка, подача предмета, охрана вещи, возвращение на место и т. д.. 

Бытует мнение, что не стоит дрессировать собак до года. Этот совет погубил множество хороших собак. Люди, которые ждут до года, чтобы начать дрессировку собаки, готовят себе немало огорчений: к тому времени собаки становятся неуправляемыми, а от скверных привычек будет трудно избавиться.

Начинать дрессировку на послушание лучше всего когда щенку четыре месяца. В этом возрасте он наиболее восприимчив к обучению и старается доставить своему хозяину удовольствие. Вообще-то дрессировать собаку можно в любом возрасте, но чем позже владелец начинает это делать, тем сложнее ему придётся с собакой. Многие владельцы-дрессировщики считают, что если они обучают собаку, то успех зависит от них и только от них. На самом деле это не так. Активный участник процесса дрессировки не только дрессировщик, но и собака. Успех дрессировки в целом зависит от обоих участников, взаимные интересы которых сочетаются с взаимными обязанностями. От владельца собаки зависит, сможет ли она во время обучения и повседневного общения с хозяином удовлетворять свои потребности ( голодная собака за кусочек пищи выполнит команду дрессировщика и, получив лакомство, удовлетворит потребность в пище и т. п. ). Собаки чутко реагируют на индивидуальный " коктейль " запахов человека, интонацию и тембр голоса, одежду и походку, манеру поведения дома и на улице. Вмешательство в период обучения разных " учителей " только затянет процесс воспитания и выработки навыков. Поэтому дрессировку, кормление, прогулки надо возложить на одного члена семьи. 

Общая дрессировка - основа для последующей подготовки собаки по той или иной специальной службе, т. к. большинство навыков, выработанных в ходе общей дрессировки, являются базой для выработки навыков специальной дрессировки. Приёмы общей и специальной дрессировки собак должны отрабатываться в такой последовательности, которая наилучшим образом обеспечивает достижение конечной цели дрессировки. Эту определённую последовательность в отработке приёмов, способ выработки навыков принято называть методикой дрессировки. Чтобы успешно дрессировать собаку, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях её характера. Избежать ошибок при дрессировке, получить хорошие результаты и правильно выбрать методику дрессировки Вам поможет опытный и знающий человек, специалист - это инструктор по дрессировке собак. Такого человека Вы можете найти в клубе служебного собаководства, на учебно-дрессировочной площадке. Инструктор может предложить Вам несколько вариантов проведения занятий по дрессировке. Единого мнения какой вариант лучше, а какой хуже - нет. То, как будет проводиться занятие, зависит от возможностей владельца собаки и от того, что порекомендует инструктор. 

       Групповые занятия.

Этот вариант занятий с собаками наиболее распространён среди владельцев из-за своей легкодоступности, невысокой стоимости занятий. Занятия по дрессировке в составе группы проводятся на учебно-дрессировочных площадках клубов служебного собаководства под руководством инструкторов по дрессировке. Владелец с собакой посещает занятия, которые проходят на площадке, в группе под руководством инструктора. Количество собак в группе от 5 до 15. Породы собак, их возраст и пол различны в одной группе. Лучшей методикой обучения владельца-дрессировщика является практический показ на собаке техники построения приёма и разъяснение последовательности его отработки. На занятиях в группе можно отрабатывать почти все приёмы и упражнения общей дрессировки, чередуя их с индивидуальной работой дрессировщиков со своими собаками дома. Во время занятий в группе дрессировщики должны внимательно следить за поведением своих собак с тем, чтобы своевременно предупреждать срывы их с места и попытки вступить в драку с другими собаками.

       Достоинства групповых занятий.

Достоинством групповых занятий является то, что среди дрессировщиков существует конкуренция, каждый стремится быть лучшим, как следствие отсюда - хорошие результаты. Общаясь между собой владельцы обмениваются информацией, которая может быть им полезна и в жизни, и в работе с собакой, что тоже является достоинством груповых занятий. Важным достоинством групповой дрессировки собак является возможность на практике показать и рассказать дрессировщикам о групповом поведении животных, т. е. о взаимодействии собак при постоянных или временных объединениях в группы. Дрессировщики, наблюдая за поведением своих собак в стае, могут узнать кое-что об основах зоопсихологии. Иерархические взаимоотношения, иногда связанные с агрессией, оборонительное поведение, коммуникации животных, кооперация при достижении общих целей, альтруистичечкое поведение - всё это является важнейшими, с точки зрения дрессировки, компонентами группового поведения собак.

Следующим достоинством групповых занятий является возможность имитационного научения собак. Имитационное научение ( подражание ) - форма научения, основанная на повторении чужих действий, следовании примеру другого животного. Различают инстинктивное имитационное научение, когда животные-зрители воспроизводят безусловно рефлекторную реакцию животного-актёра ( погоня, вид кормящейся особи и другие аналогичные действия ) и настоящее имитационное научение, в результате которого, путём подражания расширяется индивидуальный опыт решения задач. Обязательным условием имитационного научения является зрительное восприятие не только определённых действий, но и их результатов как подкрепления. Излишне говорить, что групповая дрессировка собак наиболее располагает этому способу дрессировки.

Большое количество отвлекающих факторов ( других собак, чужих команд ) также является достоинством этих занятий, т. к. собака работает в окружении людей, собак и учится не реагировать на чужие команды, спокойно относиться к себе подобным.

Групповые занятия с собаками способствуют совершенствованию у них навыков, ускоряют отработку приемов общей дрессировки.

По окончании групповых занятий на площадке и успешной сдачи испытаний владелец собаки получает диплом. Оплата групповых занятий для всех членов группы одинакова. 

       Недостатки групповых занятий.

Внимание инструктора рассеивается на несколько владельцев собак сразу, отсюда менее жесткий контроль над действиями дрессировщика, чаще возникают ошибки при работе с собакой со стороны владельца. Время и место проведения занятий всегда одно и тоже. Групповые занятия требуют больше времени для подготовки собаки, чем индивидуальные. При работе с группой инструктору более сложно учитывать индивидуальные особенности всех собак сразу. Нехватка времени у владельцев собак для самостоятельных занятий дома.

Не все собаки и владельцы могут заниматься в группе, например: 
— агрессивные по отношению к другим собакам собаки; 
— трусливые собаки; 
— собаки с ярко выраженным ориентировочным инстинктом; 
— люди, закомплексованные по каким-либо причинам ( внешность, физические недостатки, порода собаки и т. д. );
— люди, живущие слишком далеко от учебно-дрессировочной площадки ( за городом и т. п. ); 
— люди, работающие по выходным дням.

При групповых занятиях есть вероятность создания неформальных объединений - группы людей, идущих против инструктора. Причины возникновения таких групп прежде всего отсутствие контакта, согласия между двумя сторонами. Это может быть инструктор и один из дрессировщиков. Этот человек является лидером в группе учеников и он будет создавать группу людей, настроенных против инструктора, которая и станет неформальным объединением. Ещё одна причина образования таких объединений - плохая организация занятий и неумелое управление группой. Для того, чтобы избежать появления таких объединений необходимо все время контролировать ситуацию в группе, держать инициативу в своих руках, избегать конфликтов и пытаться находить компромисс в сложных ситуациях. Очень важно делать занятия в группе интересными для всех людей: и для отстающих дрессировщиков, и для успевающих. Как правило, длительность курсов послушания на площадке составляет около четырёх месяцев. Если учесть, что средняя продолжительность жизни собак составляет 10-15 лет, то стоит потратить четыре месяца на то, чтобы прожить оставшееся время счастливо.

       Индивидуальные занятия. 

Существует три вида индивидуальных занятий с собаками:
• Индивидуальные занятия с передержкой. Индивидуальные занятия, при которых владелец отдаёт инструктору собаку на какой-либо срок, с условием, что инструктор самостоятельно подготовит собаку по заранее выбраному курсу дрессировки. При этом четко оговариваются условия содержания и кормления собаки. По окончании указанного срока инструктор возвращает собаку владельцу, демонстрируя её подготовку. При такой форме занятий желательно, чтобы несколько заключительных занятий с собакой работал владелец, для того, чтобы собака привыкла выполнять его команды. 
• Индивидуальные занятия по схеме " инструктор + собака ". Собака живёт дома с хозяином, а инструктор, приходящий 2-3 раза в неделю её воспитывает. После первых двух вариантов проведения индивидуальных занятий владелец собаки обнаруживает, что через какое-то время его питомец всё забыл, а вместо своего хозяина слушает инструктора-дрессировщика. Всё это происходит потому, что владелец собаки после таких занятий так и не узнал как правильно управлять поведением собаки. Он не знает и не умеет выбирать правильное подкрепление ( положительное или отрицательное ) для того, чтобы сохранить нужное поведение и не допустить или устранить нежелательное. Это является главным недостатком индивидуальных занятий с передержкой собаки и занятий по схеме " инструктор + собака ". Чтобы избавиться от этого недостатка необходимо провести хотя бы несколько занятий по схеме " инструктор + владелец + собака ". 
• Индивидуальные занятия по схеме " инструктор + владелец + собака ". По мнению большинства инструкторов по дрессировке лучший способ стать владельцем хорошо обученной собаки - это найти опытного инструктора, который " дрессирует " владельца, а владелец - собаку. На занятиях по этой схеме с собакой всегда работает хозяин, а инструктор руководит его действиями. Если выбранный курс дрессировки требует обязательного наличия специального оборудования, невыгодного для транспортировки ( снаряды, укрытия ), то владелец с собакой приезжают на учебно-дрессировочную площадку. На дрессировочной площадке обучаются не собаки, а их владельцы. Инструктор обучает владельца собаки, передаёт ему свой опыт, учит общаться со своей собакой. За время курса владельцы собак не только узнают методы и способы дрессировки, но и осваивают их практически, дрессируя своих собак. Ценность таких занятий заключается в том, что в дальнейшем владелец может сам выработать новый навык у собаки если ему это необходимо. За время занятий происходит формирование отношений между владельцем и собакой, вырабатывается понятный обоим язык слов и жестов, интонаций и движений, а так же происходит установление взаимоотношений между собакой и другими членами семьи. Вся семья вместе с собакой становится настоящей маленькой стаей, где есть лидер и у каждого есть своё место с соответствующими правами и обязанностями. 

       Достоинства индивидуальных занятий.

Всё внимание инструктора сосредоточено на одном владельце с собакой, отсюда более жесткий контроль над их действиями и меньше вероятность допущения ошибок при работе с собакой со стороны владельца. Индивидуальные занятия дают более качественные результаты в наименьший срок. В индивидуальных занятиях выше КПД в дрессировке. При работе с одной собакой инструктору легче учитывать её индивидуальные особенности. Время и место проведения занятий инструктор и владелец собаки могут менять и определять по их усмотрению. Оплата таких занятий зависит от инструктора, его опыта работы и сложности курса дрессировки. 

       Недостатки индивидуальных занятий.

Недостатком является то, что при индивидуальных занятиях отсутствует конкуренция между дрессировщиками, и владелец собаки не стремится быть лучшим. Отсутствие или недостаточное количество отвлекающих факторов также является недостатком такой формы дрессировки. При индивидуальных занятиях невозможно использовать имитационный способ дрессировки. Инструктор, работающий индивидуально ( не в КСС ) лишается возможности выдавать дипломы тем, кто прошел у него курс дрессировки с собакой. Сами дипломы единого образца выдаются на руки тем владельцам, чьи собаки успешно прошли испытания. Бланки дипломов выкупают только кинологические организации или эксперты РКФ по дрессировке и рабочим качествам. Общим и при групповых занятиях, и при индивидуальных в конце концов является достижения результата занятий, закрепление его в процессе последующей тренировки собаки. 

 Успех любых занятий предопределяют:
— хорошее знание характера собаки, тесный контакт между дрессировщиком и собакой; 
— чёткая постановка задачи перед занятиями; 
— правильная подача голосовых и жестовых команд; 
— поощрение собаки в нужный момент.

В момент любых занятий: 
— в конкретный промежуток времени отрабатывают что-нибудь одно; 
— прежде чем повысить критерий, нужно подкрепить старый; 
— повышать критерий нужно небольшими градациями, чтобы у собаки всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление; 
— если навык ухудшается, необходимо возвратиться к " детскому саду ", т. е. нужно начать сначала, ослабить критерии и не забывать о подкреплении; 
— каждое занятие следует заканчивать на высокой ноте ( как только достигнут результат ), затем следует переход к другому навыку; 
— не следует заканчивать занятия не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.

Итак, подведем итоги:
1. Лучшей методикой обучения владельца-дрессировщика является практический показ на собаке техники построения приёма и разъяснение последовательности его отработки.
2. При индивидуальных занятиях выше КПД дрессировки.
3. Главной общей особенностью групповых и индивидуальных занятий является в конце концов достижение положительных результатов дрессировки.
4. Чем опытнее инструктор, тем меньше разница между собаками, занимавшимися в группе или индивидуально.
5. Начинающим дрессировщикам следует рекомендовать индивидуальные занятия воспитательной дрессировкой со щенком, а затем общей дрессировкой в группе с подросшей собакой.
6. Пройдя курс дрессировки, необходимо постоянно тренировать собаку, чтобы не допустить угашения выработанных условных рефлексов.

Источник: http://hunter.com.ua/