Основные правила общения со щенками и их воспитания.

 В. Н. Зубко, сборник " Ваша собака ".

В отношениях со щенками необходимо всегда учитывать особенности их физического развития и поведения. Организм щенков еще не полностью сформировался и недостаточно окреп, жизненный опыт весьма мал. Поэтому на прогулках и во время воспитательной дрессировки они быстро устают и резко реагируют на все сильные внешние раздражители ( встреча с посторонними людьми, транспортными средствами и др. ). Физические возможности и особенности поведения щенка зависят прежде всего от его возраста. 

С первого дня встречи со щенком необходимо установить с ним и поддерживать правильные взаимоотношения, добиваясь послушания, преданности, а в дальнейшем и любви. Это достигается спокойным обращением, своевременным кормлением, регулярной чисткой, прогулками, занятиями ( игры, воспитательные упражнения и др. ). Постарайтесь, чтобы любые неприятности в Вашей жизни, в том числе и тяжелые для Вас, не отражались на Вашем обращении со щенком, не становились причиной раздражительности, несправедливости и, тем более, грубости по отношению к молодому животному. 

Вместе с тем нельзя оставлять без соответствующего воспитательного воздействия на щенка любое проявление им недисциплинированности, неблаговидных поступков. Однако не следует забывать, что свои действия нужно соотносить с возрастом щенка и осуществлять их надо одновременно с тем, как щенок совершает, или сразу после того, как он совершил нежелательный поступок. В этом случае щенок в состоянии понять, что от него требуется, за что Вы на него воздействуете своим поведением. И, наоборот, если Ваше воздействие, в том числе и наказание, последует не немедленно, а с небольшим запозданием, он не поймет, что от него требуют, за что его наказывают.

Глубоко не правы те собаководы, которые недооценивают или, больше того, игнорируют значение воспитания, полагая, что то, что упущено в щенячьем возрасте, можно компенсировать, наверстать, когда щенок вырастет и поступит в дрессировку. Такое, по существу негативное отношение к воспитательной дрессировке они пытаются обосновать тем, что иначе у щенков будут затормаживаться проявления естественных поведенческих актов.

Многолетней практикой доказано, что если правильным воспитанием щенка не заниматься, то у него неизбежно будут вырабатываться вредные навыки, привычки, многие из которых станут навязчивыми, трудноисправимыми, а то и вовсе неисправимыми. Так, например, некоторые щенки и выросшие из них взрослые собаки при малейшем возбуждении начинают лаять и делают это продолжительное время, несмотря на запрещающие команды и другие воздействия хозяев. Так же себя ведут многие собаки в случае, если владельцы, привязав их, уходят в магазин, мастерскую и т. д.. Довольно распространенной привычкой собак является навязчивое стремление играть с поводком, грызть его или прыгать на хозяина, опираясь на него передними лапами. 

Если на это поведение щенка не обращать внимания и не реагировать должным образом, то такие привычки закрепляются и приобретают характер порока поведения, от которого страдают не только хозяин и члены семьи, но и посторонние люди.

Следует учитывать, что в щенячьем возрасте собаки очень восприимчивы к воспитанию у них тех или иных привычек, упускать это благоприятное время неразумно. Так, например, подавляющее большинство щенков с первых же дней занятий с ними с большой охотой бегают за бросаемыми палочками, мячами и другими игрушками, хватают их, а затем тянут к себе из рук хозяина. Все эти простейшие начальные навыки понадобятся в период курса общей дрессировки. Если этим не заниматься, то у многих взрослых собак, не прошедших соответствующей подготовки, выработать очень трудно, а порой вовсе невозможно.

Особенно трудно отучить взрослых собак, если это не делалось в щенячьем возрасте, не поднимать с земли, не грызть и не заглатывать кости и другие пищевые отбросы. Это объясняется тем, что в основе таких поступков лежит заложенный в собаках за предшествующую длительную историю их диких предков инстинкт поиска корма, заготовки его впрок. Так, если даже собака сыта, она с удовольствием схватит и погрызет выброшенную кем-то кость и даже попытается зарыть ее в землю. Такая собака не может «понять», почему в щенячьем возрасте попытки хватать с земли и грызть кости и другие пищевые отбросы сходили ей с рук, а теперь хозяин запрещает воспользоваться найденной добычей. Естественно, она будет сопротивляться, а то и пустит в ход зубы.

Необходимо учитывать, что щенок по своему развитию резко отличается от взрослой собаки. К тому же щенки существенно отличаются друг от друга в зависимости от их возраста. Поэтому воспитание и начальная дрессировка каждого щенка должны осуществляться строго индивидуально, особенно с 3-4 месячного возраста, когда у них начинают заметно вырисовываться индивидуальные особенности поведения. Так, например, до 3-месячного возраста щенков выводят на прогулку на поводке со шлейкой - дергание поводком с ошейником молодые щенки переносят очень болезненно. 

Все воздействия на щенков, особенно до 3-4 месячного возраста, должны быть щадящими. Механические воздействия на щенков ( нажимы ладонью на участки тела, воздействия поводком и др. ) должны применяться редко, когда без них обойтись нельзя и, кроме того, осторожно. Так, например, если щенок совершает нежелательное действие ( побежит за птицей и т. д. ), нужно отвлечь его, переключив на другое занятие, например, игру. Чаще применять для выработки нужных навыков не механические воздействия, а лакомство, игры, подражание действиям обученных собак. Например, если щенок попытается вцепиться в штору, нужно его немедленно отвлечь игрой и лишь в том случае, если Ваши неоднократные попытки не достигнут цели, прибегнуть к легкому удару прутиком по спине с одновременной подачей запрещающей команды «Фу !». 

Вместе с тем нельзя оставлять без соответствующего воздействия на щенка любое проявление им недисциплинированности. Особенно когда у щенка на те или иные команды уже выработан первоначальный условный рефлекс. В противном случае щенок быстро усвоит, что ему все дозволено.

При воспитательной дрессировке щенков должен соблюдаться принцип «От простого - к сложному». Так, например, приучать щенка садиться по команде «Сидеть» на первых порах следуем в облегченных условиях ( в местах без отвлекающих раздражителей ). В дальнейшем, по мере усвоения приема и выработки навыка упражнения можно усложнять, заниматься при отвлекающих раздражителях. 

С 3-4 месячного возраста в качестве безусловных раздражителей при выработке тех или иных условных рефлексов чаще прибегайте к умеренным механическим воздействиям на щенка ( нажим ладонью на участки тела, легкие натяжения и рывки поводком и др. ), а после выполнения команд немедленно произносить поощряющее восклицание «Хорошо !», давать лакомство. 

Постепенно увеличивайте продолжительность упражнений и повышайте требования к щенку, но ни в коем случае не пытайтесь добиваться от него безотказных четких и быстрых действий.

Не злоупотребляйте занятиями со щенком, помните о его возрасте. При переутомлении щенок теряет способность вырабатывать нужные условные рефлексы, а чрезмерная нагрузка может вызвать болезнь ( срыв высшей нервной деятельности ). Заметив признаки усталости у щенка, прекратите занятия и перенесите их на следующий день. При сильном общем переутомлении сделайте перерыв на 2-3 дня и более. 

Для предупреждения переутомления и повышения эффективности упражнений прибегайте к регулярным, не менее чем 5-7 минутным перерывам, во время которых предоставьте щенку возможность побегать, порезвиться. Старайтесь поддерживать заинтересованность щенка в выполнении упражнений, прибегая к играм, а также поощрениям ( восклицание «Хорошо !», лакомство ). 

Команды подавайте четко, умеренно громко, в повелительном тоне. Повторять команды в случае невыполнения предыдущих нужно громче и более строгим тоном, но ни в коем случае их не нельзя выкрикивать. Запрещающая команда «Фу» всегда подается громче и строже. Чем остальные. Слово «хорошо», используемое для поощрения щенка, произносите четко, негромко, ласковым тоном, периодически давая лакомство. Нельзя подавать команды нечетко, слишком тихо - на них щенок может не среагировать. Если щенок отвлекся ( принюхивается, за чем-либо наблюдает ), необходимо привлечь его внимание, для чего перед подачей команды произнесите его кличку или подать команду несколько громче, чем обычно. 

К посторонним людям, в том числе Вашим знакомым и соседям, щенок должен относиться спокойно, нейтрально, без проявления особой заинтересованности и, тем более, злобности или страха. Поэтому не разрешайте посторонним ласкать, кормить, дразнить или пугать щенка, устраивать с ним игры и т. д.. В то же время поддерживайте и поощряйте в щенке все полезные для собаки естественные проявления с его стороны, например, настороженность и умеренный непродолжительный лай при появлении в квартире посторонних людей. Одновременно не допускайте, чтобы щенок на посторонних людей при встрече с ними в доме, во дворе или на улице проявлял злобность, лаял. Если щенок сильно возбуждается на посторонних людей, подзовите его к себе и успокойте. Если же он в таких ситуациях стремится войти в контакт с людьми, ласкается к ним, отвлеките животное. А если это не удается, то попросите постороннего ,когда щенок подойдет к нему, слегка шлепнуть его ладонью по спине или ударить прутиком. Сила механического воздействия на щенка не должна вызвать у него особой боли или страха, а лишь отучить от нежелательного поведения. 

Когда Вы появляетесь в квартире или во дворе, собираетесь на прогулку, щенок проявляет естественную радость ( прыгает, бегает, лает и пр. ). Как Вам это ни приятно, не забывайте, что шум и собачий лай могут не нравится соседям или проходящим людям. Поэтому своевременно успокойте щенка, пресеките его лай, не позволяйте ему прыгать на Вас, опираясь передними лапами. Для многих взрослых щенков перед прогулкой достаточно надеть на них ошейник или шлейку, чтобы они поняли, что их возьмут с собой, и они быстро успокаиваются. 

Во время прогулки не разрешайте щенку лаять на людей, животных, транспортные средства, подбегать к взрослым или детям, чтобы поиграть с ними. Это может войти в прочную навязчивую привычку и принесет Вам много неприятностей. Особенно следите, чтобы щенок не подбегал к детям. Ведь ни им, ни их родителям неведомо, с какими намерениями подбегает собака и, естественно, у них возникает опасение. В таких случаях неизбежны конфликты и законное проявление неудовольствия. Ваши уговоры, что собака спокойная, не кусается и т. п., как правило, являются малоубедительными и не могут оправдать ни Вашего питомца, ни Вас.

Источник: http://all-terriers.info/