Подача предмета ( апортировка ).

Ильина Полина, Ульянко Ольга.

Апортировка является неотъемлемой частью различных видов кинологического спорта - ОКД, ИПО, обидиенс, мондьоринга, фрисби, танцев с собаками. Апортировочные предметы могут быть разными - в зависимости от той или иной дисциплины. Вместе с тем существует множество способов обучения собаки этому навыку. Один из таких вариантов читателям предлагает Полина Ильина. 

Если ваша собака врожденный «апортировщик», то она уже сама с удовольствием носит предмет. Осталось только привязать ее действия к команде. А вот у собак со слабой заинтересованностью в предмете при обучении данному навыку возникают проблемы. Следует заметить, что наибольшим разнообразием подходов отличаются начальные этапы обучения, в то время как конечные, в общем, схожи. 

Способ приучения к предмету, предлагаемый Полиной Ильиной, можно назвать: «Обучение подаче предмета путем обмена - без использования бридж-сигнала ( условного подкрепления )». 

Этап 1. Для успешного обучения питомца апортировке нужно сначала правильно подобрать предмет. Он должен быть нежестким и удобным для взятия в пасть - в этом случае работать с ним будет приятно и интересно, особенно молодым собакам. 

Некоторые четвероногие не заинтересованы в игрушке вообще.

Очень важно научиться правильно заинтересовывать питомца игрушкой. Не нужно тыкать предметом собаке в морду или бить им по ней.

Перед началом занятия оставьте вашего пса голодным. Тогда можно успешно использовать в качестве поощрения лакомство. Итак, один из способов заинтересовать собаку в работе с предметом - это использование поощрения. 

Для того чтобы приучить питомца интересоваться предметом, кладем кусочек угощения на игрушку или рядом ( есть, например, игрушки, в которые можно лакомство спрятать ). Пес должен взять кусочек с предмета или начать манипулировать игрушкой с кусочком ( катать ее, кусать и т. д. ). Если четвероногий с удовольствием следит за предметом с лакомством на нем ( или в нем ), то можно попробовать начать его хвалить уже за интерес к предмету - без куска. 

Теперь можно переходить к следующему этапу.

Этап 2. Показываем собаке игрушку, и, как только она коснулась ее носом или попыталась захватить, хвалим голосом и поощряем кусочком из другой руки. Очень важный момент на данном этапе: нужно учить питомца брать предмет из руки на разном уровне, т. е. опускать игрушку нужно почти до земли, чтобы собака, не задумываясь, брала предмет независимо от того, на какой высоте его держат. 

Прежде чем перейти к следующему этапу обучения, убедитесь, что ваш пес четко выполняет следующие действия: показали предмет - взял в зубы, подержал немного и уронил в подставленную руку. 

Этап 3. Теперь наша задача - научить собаку отдавать игрушку в руку. Поэтому мы подкрепляем ее ( даем лакомство за то, что она взяла вещь в зубы ) только после того, как она отдала игрушку вам. Если собака держала предмет и выпустила его из пасти, нужно снова заинтересовать ее им, дождаться, когда она поднимет его, и поощрить лакомством. В этом случае пес запоминает, что лакомство он получает, когда предмет находится у хозяина в руке. 

Затем мы повторяем выученную связку: «Показали предмет - взяла в зубы…». 

Таким образом, мы как бы меняем предмет на лакомство.

Вместе с тем мы добавляем пару новых элементов. Как только пес взял предмет в пасть, отходим от него на полшага; четвероногий движется в сторону хозяина и роняет предмет в протянутую руку, и в этот момент мы командуем ему «Дай !», т. е. связываем отпускание предмета с командой. 

Этап 4. На этом этапе ваша собака уже четко выполняет связку: «Показали предмет - взяла в зубы…». Теперь мы включаем команду, например, «Возьми !». * 

Если на введенную команду пес сразу берет игрушку, то можно усложнить упражнение: скомандовать ему сесть у левой ноги или перед собой - в зависимости от того, где в итоге будет конечная точка. 

«Апорт !» - команда нормативная, поэтому вводить ее лучше, когда собака уже знает навык целиком и выполняет его с хорошей скоростью. 

Этап 5. Итак, в конечной позиции мы просим собаку взять игрушку в пасть. Если она уверенно справляется с заданием, значит, все предыдущие этапы были выполнены правильно. После того как она взяла предмет, тут же командуем «Дай !» и поощряем. 

Теперь мы увеличиваем время выдержки с предметом в конечной позиции, т. е. учим пса спокойно сидеть с игрушкой в зубах, когда хозяин выпрямляется. Очень важно также приучить собаку спокойно держать предмет, когда вы тянете к нему руку. Поэтому игрушку мы берем не каждый раз, а лишь иногда тянемся к ней или потягиваем ее, чтобы собака плотнее держала. 

Если собака начинает сильно нервничать и жевать предмет, нужно чаще поощрять ее лакомством, чтобы она успокаивалась.

Этап 6. Теперь, когда четвероногий уже научился спокойно держать предмет в пасти, находясь в конечной позиции, можно продолжить усложнять упражнение. Посадите питомца в основное положение ( у левой ноги ); при этом, если требуется, скажите: «Рядом !» или «Сидеть !» ( в зависимости от того, какая команда допустима в нормативе ). Стоя на месте, вынесите игрушку на расстояние вытянутой руки. По команде «Возьми !» попросите собаку захватить предмет и, как только она его взяла, подскажите левой рукой точку возврата в конечное положение ( «перед вами» или «у левой ноги» ). Когда питомец сядет, он окажется в известной для него позиции, которой вы обучали его на предыдущем этапе. В этом положении поощрите собаку. 

Этап 7. На этом этапе даем четвероногому команду «Сидеть !» ( или «Рядом !» ) и делаем замах предметом. Если пес не изменил положения, отдаем ему предмет у ноги в качестве поощрения. Можно отдавать вещь с командой «Возьми !». Если после замаха собака не смогла усидеть на месте, усаживаем ее, делаем менее провоцирующий замах и тут же отдаем предмет в пасть. 

Если собака уже умеет четко выполнять это упражнение, дайте ей команду «Сидеть !», отойдите от нее с предметом и встаньте напротив лицом к ней. Держите предмет на вытянутых руках, либо почти на земле, либо положите его на землю, после чего скомандуйте: «Возьми !». Как только пес выполнит это, помогите ему оказаться в конечной точке. Затем снова дайте команду «Сидеть !», держите предмет или положите на землю, после чего встаньте к питомцу полубоком, скажите: «Возьми !» и попросите собаку прийти в конечную точку. 

Затем мы кладем игрушку в метре от собаки, командуем «Возьми !» и ждем, когда она вернется в конечное положение. 

После этого мы увеличиваем расстояние до предмета, а также варьируем угол, под которым собака должна возвращаться к хозяину, чтобы она четко приходила в одну и ту же точку относительно хозяина.

Команду «Апорт !» я ввожу, одновременно поощряя питомца, а уже потом он сам поймет, что бегает за апортом. 

Если ваш пес возвращается с недостаточной скоростью, то это может происходить в результате следующих причин:
• он не знает четкой позиции, в которую нужно возвращаться с апортом; 
• он боится подходить с апортом к хозяину; 
• он жадничает. 

Все эти проблемы можно решить с помощью лакомства или другой игрушки, которая нравится собаке. Четвероногий должен думать, что апорт - это не любимая игрушка, а предмет, за поднос которого он получит более значимое поощрение. 

Этап 8. Теперь можно начать бросать предмет. Чтобы сделать хорошую выдержку по команде «Сидеть !» при броске, можно использовать лакомство, держа его в левой руке. Таким образом проще удержать собаку у левой ноги. Во время отработки замаха или броска предметом лучше всего концентрировать внимание животного на хозяине до подачи команды. 

Когда собака научится весело и уверенно носить определенную вещь ( например, игрушку ), можно начать использовать в качестве апортировки и другие предметы. При обучении захвата новых и «сложных» предметов ( например, металлических ) очень важно правильно «объяснить» четвероногому этап захвата предмета с руки, а все остальные этапы он, как правило, будет делать уже автоматически и без особых затруднений. 

*«Неси !» или «Возьми !» - команды вспомогательные, временные или игровые.

Источник: http://pikc.at.ua