Успеть до 12-ти.

Елена Александрова, журнал " Страна Немецкой Овчарки ".

Из года в год повторяем одни и те же нехитрые советы, что надо сделать для того, чтобы привести поведение щенка в норму. Но старая истина недаром гласит: «Предупреждать легче, чем лечить», и всех этих проблем можно избежать, если знать, как формируется поведение собаки в течение первого года жизни, и какой опыт необходим маленькому щенку для превращения в полноценную взрослую собаку. В течение первых двенадцати месяцев жизни есть периоды и даже моменты, когда ничего упустить нельзя, да к тому же счет порой идет на недели.

Остается только уточнить - что же нельзя упустить и когда... 

Итак, поговорим о том, как формируется поведение растущей собаки, о том, от чего оно зависит, как его направлять в нужную сторону, что нормально, а что должно вызывать нашу озабоченность, об ошибках воспитания, которые часто можно исправить.

У собак, как и у людей, существуют свои ответственные периоды роста: свой грудничковыи период, свой детсадовский, свой «тинейджерский» возраст. И в разные периоды один и тот же щенок будет то смелым, то пугливым, то пай-мальчиком, то хулиганом. И здесь нам очень важно знать, когда кончается один период и начинается другой.

Говоря о границах этих периодов, следует помнить, что мелкие собаки вырастают раньше и проходят свой путь быстрее. Крупные - позже. Да и внутри пород есть свои индивидуальные различия. Однако закономерности созревания психики и формирования поведения существуют.

Поэтому давайте говорить о «среднестатистической» собаке среднего созревания, то есть о собаке в диапазоне колли-боксер-лабрадор-немецкая овчарка. Поправки в меньшую и в большую сторону каждый сделает сам. Важно помнить, что во время первых двенадцати месяцев закладываются основы поведения на много лет вперед. Позже структура поведения становится более жесткой, и результаты того, что вы сделали или, наоборот, не успели сделать, будут сказываться долгие годы.

Итак, поведение собаки как «функция времени». Что же нужно знать об этом человеку, воспитывающему щенка ? 

Формирование поведения начинается еще во время внутриутробного развития, ведь физиологическое состояние матери оказывает влияние на развитие зародыша. Правда, знаем мы об этом не так уж много. Известно одно: со щенной сукой стоит обращаться бережно во всех отношениях. 

Новорожденный щенок - предмет заботливого внимания матери, без которой у щенка не может быть счастливого детства. Счастливое оно не потому, что мы умиляемся при виде благостной картины благополучного семейства. Но в первую очередь потому, что вся, казалось бы, простенькая поведенческая программа первых недель жизни, заложенная природой, должна быть все же отработана полностью.

Детеныши, рано лишен ные матери или разлученные с ней на некоторое время, вырастают более пугливыми, тяжело переносят стресс, имеют трудности в общении. Сказывается на последующем поведении даже отсутствие каких-то отдельных элементов «обязательной программы». Возьмем хотя бы «молочные шажки». Это перевод с немецкого " МИсМпи ", ведь в русском кинологичесом лексиконе нет своего термина для обозначения простенького движения, свойственного не только немецким, но и всем щенятам в мире. Когда щенок сосет молоко, он упирается лапами в «сиську» и поочередно надавливает лапками: то - с одной стороны, то - с другой. Когда в опытах щенят, волчат, котят лишали возможности делать такие движения ( опыты - это всего-то лишь искусственное выкармливание из обычных сосок ), то это приводило к недоразвитию многих поведенческих реакций. Подопытные малыши со временем нагоняли во многом своих более счастливых сверстников, но вырастали вее же, как ни странно, менее уравновешенными. Казалось бы, какая тут связь ? Но дело в том, что во время роста возникает целая цепочка биохимических реакций и связей: из-за отсутствия возможности ( или необходимости ) делать молочные шажки, возникало напряжение мышц передних конечностей, а «возникновение очагов с постоянно высоким уровнем возбуждения» вызывало излишнюю стимуляцию и других, формирующихся как раз в это же время, мозговых структур, что и становилось причиной эмоциональной неуравновешенности в более позднем возрасте. 

Не пугайтесь, пожалуйста, дорогие читатели, больше мучить вас физиологическими подробностями не стану. Но все же хоть раз показать цепочку связей стоит - иначе трудно представить себе и поверить, что такая мелочь повлияет на поведение взрослой собаки.

Итак, сука-мать кормит щенят и заботится о них. Если у нее хватает молока, если она образцовая мать, а щенята здоровы и благополучны, то заводчик кажется существом совершенно лишним. Да и какое общение со щенками, которым нужна только мать, ведь они еще слепые, глухие и совершенно беспомощные, даже какать ( пардон ! ) - и то без ее ухода не могут. Но биологи говорят: нужен хэндлинг. Хэндлинг, как вам скажет любой опытный собаковод, - это умение обращаться с собакой, искусство подготовить и показать на выставке. А в науке о поведении хэндлинг - это взятие в руки новорожденных детенышей. Получается, что, если в первые три недели жизни каждого малыша каждый день хоть на пять минут брать на руки - подержать, погладить, потискать, то вырастают малыши эти более устойчивыми к стрессам и более жизнестойкими. И опыт заводчиков, в том числе мой собственный, подтверждает, что щенята, которых в первые недели жизни люди достаточно много держали в руках, вырастают более контактными. 

Это только один пример. Счастливое благополучное младенчество в том окружении, в котором щенятам предстоит провести жизнь, - вот залог формирования правильного ( и с нашей, и с собачьей точки зрения ) поведения, и обратное, к сожалению, тоже верно. Бывает порой, когда ищешь причину каких-то непонятных явлений в поведении щенка ( подростка, молодой собаки ), не удается вспомнить ничего, кроме каких-то негативных переживаний щенят в первые две-три недели жизни. 

Но позиция щенят в этот период достаточно пассивная - это мы: и мать, и заводчик должны дать щенку все, что ему нужно. А вот примерно с третьей недели щенок из довольно пассивного участника событий становится активным действующим лицом. Этот период называют ПЕРВЫМ ПЕРИОДОМ СОЦИАЛИЗАЦИИ.

Почему социализации ? Да потому, что щенок готовится к взрослой жизни, начинает складываться как личность, начинает формировать свое отношение к окружающему миру. Такое начало активной жизни происходит с 3-й недели и длится примерно до 7-й. Это время принято сравнивать с ползунковым периодом человеческого младенца. Ученые говорят, что начинается видовое запечатление. 

Запечатление, или, как его еще называют, импринтинг, - это особая форма научения. Свойственна она только детенышам и действует в течение короткого, специально природой отведенного для этого времени, но результаты ее «впечатываются» в поведение почти намертво. У птиц, например, абсолютно намертво, причем порой всего лишь за несколько часов. У зверей, особенно если детеныши, как у собак, рождаются беспомощными и формируются долго, границы импринтинга размыты. Сами такие периоды, их даже и называют «чувствительными» или критическими, хоть и коротки, но все же не так, как у птиц. Однако нам с нашими воспитательными мерами надо все же успеть «вписаться» в них. 

Для разных черт поведения отведен свой собственный чувствительный период. И то, что щенок получит в это время, запоминается прочно, легко и надолго. Если в период познания мира щенок будет сидеть в изоляции, если он не получит опыт освоения нового, то позже изменения вокруг себя он будет воспринимать с большой опаской ( если не хуже ). Если это период страха, то страх, пережитый в это время, впечатается, запомнится стойко и жестко - на всю жизнь. А случись такая же ситуация чуть раньше или чуть позже, то останется почти без внимания или уж, во всяком случае, без тяжелых последствий.

Но первый период социализации - радостный. Щенок почти что лишен страха, ведь сейчас, под защитой матери, самое важное - это освоить мир, в котором предстоит жить. Сначала же нужно определить свое место в этом мире, а потому происходит запечатление облика матери и однопометников, и наш щенок начинает рассматривать себя как существо такого же вида.

Когда-то, в прежние годы ( и в бесхлопотные, и в бесправные для заводчиков времена ) продажу щенят начинали с 30-дневного возраста. Сейчас еще тоже встречаются любители приобрести совсем крошечного щенка: «Хочу, чтобы он знал, любил и слушался только меня». Однако любить хозяина щенок от этого больше не станет, как не будет всю жизнь предан своей матери. Но вот чего он будет при этом лишен ? Недель до трех-четырех основной источник радости для щенка - мать, от нее исходит пища, тепло, забота. А вот с 3-4-недельного возраста важно общение уже не столько с матерью, сколько с однопометниками. Щенята начинают проявлять интерес к братьям и сестрам и учатся понимать собачий язык. Они лишены страха и отважно исследуют свое окружение, заходя все дальше и дальше. Начинаются игры с предметами. Но самое важное - это игры щенят друг с другом, потому что в игре происходит включение и тренировка почти всех инстинктивных действий. Возня из-за игрушки-добычи, бегство и нападение, причем «охотник» через минуту превращается в «жертву», - все игра, но во время нее, во время первых еще детских стычек происходит формирование и утверждение первого личного ранга. Щенки учатся демонстрировать свои намерения и учатся понимать демонстрации других собак. Щенок начинает осознавать себя собакой. Считается, если его в это время убрать из собачьей семьи, лишить возможности общаться с матерью и однопометниками, то позже он будет не слишком охотно общаться с другими собаками, да и предметом его сексуальных устремлений станут не собаки, а в первую очередь те, кто окружал его в это время. 

Но, к счастью, психика щенка очень пластична. В советские времена мы раздавали щенят в месячном возрасте, и получалось, что лишали их столь необходимых им контактов. Тем не менее, не могу сказать, чтоб все они тогда считали себя «человеками». Другое дело, что тогда была другая стратегия воспитания щенка. После примерно недельного привыкания к новому дому мы, не боясь «заразы», тащили нашего щенка на улицу гулять и, по возможности, «в компании». Мы не задумывались о необходимости «социализации» ( да и сам термин «социальный» в применении к животным был страшной крамолой, как противоречащий идеологии ), но считалось, что в физическом отношении щенок развивается лучше во время игр с другими собаками, а еще лучше со сверстниками. Вот мы и старались, и сами, не осознавая того, обеспечивали щенятам столь нужные им контакты с другими собаками, правда, в очень небольшом количестве. Потому и проблемы непонимания собаками собачьего языка, непонимания друг друга среди семейных городских собак встречались все же чаще, чем сейчас. 

Таким образом, для маленького щенка важны контакты с существами, с которыми ему придется общаться и жить дальше. А это не только собаки, но и люди. А значит, он должен научиться понимать человека и его намерения. Одного заводчика для этого маловато. Должны приходить и общаться со щенятами незнакомые люди - мужчины и женщины, дети, шумные и сдержанные, разные и в достаточном количестве, то есть щенята должны познакомиться и с человеком как с видом.

Как правило, при нашем не слишком просторном житье-бытье сука-мать с маленькими щенками живет тут же в квартире, рядом с нами. Далеко не всегда удается выделить им отдельную комнатку. Конечно, от щенят не только радость, но и беспокойство. Но есть в этом и плюсы. Щенята осваивают житье в доме, знакомятся со звуковой какофонией, источником коей мы, люди, являемся. А уж какое богатство шумовых эффектов обеспечивает им наш телевизор ! Тем же, кто уже выращивает щенят в питомниках, можно взять на вооружение практику западных заводчиков: в щенячьих вольерах устанавливают радиоприемники и включают их время от времени - разумеется, не на полную громкость. Делается это не для развлечения щенят, а для того, чтобы познакомить со звуковым фоном их будущей жизни. Важна не громкость, а разнообразие звуков. 

Щенки, как губки, впитывают впечатления внешнего мира. Самое важное для них в этот период - под защитой матери ознакомиться с миром, в который отти попали. Это счастливое время длится, как мы уже говорили, примерно до 7-8 недель. 

А затем в щенячьей жизни наступает новый период - период выхода в большой мир, в котором надо не только научиться жить, но и суметь выжить. А потому поведение щенка сильно меняется, и можно говорить о начале ВТОРОГО ПЕРИОДА СОЦИАЛИЗАЦИИ.

После того как щенята научились, как кто-то удачно выразился, «быть собаками среди собак» и познакомились при этом с человеком, им надо научиться жить среди людей. Потому что после 7-8 недель начинается время, самое благоприятное для привыкания к новому дому.

Источник: www.doggi.ru