Воспитание собаки.

Тихоньких К. В.

       О воспитании собак. 

Воспитание молодой собаки, это в первую очередь - развитие данных природой полезных задатков, передача социальных ценностей и установок, норм и правил поведения от человека к животному.

Подсознательно каждый человек подбирает себе собаку по своему характеру. Кто-то желает видеть рядом с собой энергичного доберман, кого-то устраивает флегматичный ньюфаундленд, некоторых раздражают маленькие собачки, другие опасаются больших. Но всех этих людей объединяет любовь к животному миру. Так что из всех известных пород каждый выбирает то, что " лежит ближе к его сердцу ". Плохо, когда выбор произошел случайно. Влияние моды распространяется даже на собак. Хорошо еще, когда вопрос стоит уже о выборе породы, а не о приобретении щенка по наитию, внезапной прихоти, это может принести много бед и проблем семье, а для живой " игрушки ", появившей в вашем доме, это просто катастрофа.

Перед тем как взять собаку в дом задайте себе ряд вопросов, может быть, это спасет вас от необдуманного шага, а собаку от печальной участи: 
· для чего вам собака; 
· почему именно эта порода; 
· где она будет жить, позволяет ли жилплощадь; 
· способны ли вы ее прокормить, приобрести необходимое снаряжение; 
· обеспечите ли вы ее ветеринарным контролем и лечением; 
· согласны ли все члены семьи; 
· как присутствие собаки будет соотноситься с детьми; 
· есть ли рядом место для выгула и прогулок;
· будет ли у вас время, чтобы уделить достаточно внимания собаке. 

Щенок в вашем доме - это ребенок, член семьи. От четкости выполнения домашнего режима в семье зависит четкость формирования полезных связей, образования условных рефлексов, которые помогут быстро адаптироваться молодой собаке в человеческом коллективе. Если в доме есть хозяин и порядок, то и собака в скором времени сможет быстро социализироваться и не причинять беспокойства своим поведением. " Какой хозяин, такая и собака ". В целом в развитии живых существ наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое данный живой организм занимает на эволюционной лестнице по уровню своего развития, тем сложнее его нервная система, но зато тем больше ему требуется времени для того, чтобы достичь состояния полной психической зрелости ( человек и собака ). Люди уступают собакам в индивидуальной приспособляемости к самостоятельной, независимой жизни.

Цели воспитания: их можно классифицировать следующим образом: 
· " купирование " нежелательных форм поведения и свойств, унаследованных от диких предков; 
· поощрение желательных форм поведения;
· формирование и развитие индивидуальных качеств;
· укрепление эмоциональной мотивационной регуляции. 

Собака является стайным животным. Человек и собака - уже стая. Существуют различные категории владельцев собак, каждой из которых предъявляются различные требования.

Первая категория. 
Владельцы, относящиеся к собаке, как к предмету личной собственности ( красота, качества родословных ), абсолютно не обращающие внимания на рабочие качества собаки. В этом случае собака начинает страдать от недостатка общения. Это проявляется в отсутствии ролевых, ситуационных игр. Отсюда возможны проблемы: неадекватное выставочное поведение, агрессия в семье. В этом случае будущим владельцам рекомендуется брать таких собак, которые не склонны к тесному общению с человеком. 

Вторая категория.
Владельцы, связанные с собакой физиологически ( ухаживать, заботиться, вылечить - неважно, от чего ). В этом случае собака бывает труслива, возбудима, разборчива в еде. Будущим владельцам рекомендуется брать собак с высокой степенью приспособляемости. 

Третья категория.
Владельцы собак, требующие дисциплины и порядка всегда ( желание иметь собаку - автомат ). В этом случае у собаки может проявляться непредсказуемое поведение, которое не понимает владелец - трусость или агрессия. Будущим владельцам рекомендуются собаки с сильно развитым стереотипом поведения, реактивные, с высокой стабильностью. 

Четвертая категория. 
Владельцы собак, использующие их в качестве инструмента для достижения какой - либо цели. Они придают значение наследственным качествам. Занимаются с собаками охотой, охраной, спортом. Таким рекомендуются собаки с выраженной высокой активностью, конструктивностью ( быстро реагирующие в сложных ситуациях ), приспособляемостью. У собак в этом случае может проявляться трусость, недостаточная активность, осложнения в социальных ситуациях. 

       Средства воспитания.

На этапе достижения необходимой цели воспитания не обойтись без способов воздействия ( средств воспитания ), т. к. любое механическое воздействие на щенка подразумевает сопротивление. Поэтому необходимо использовать и подразумевать следующие способы: 
1. " Импритинг " - приобретение или начало функционирования какой либо формы поведения без специального научения, сразу же практически в готовом виде. Это происходит в результате прямого включения под влиянием стимула, закодированного в генетической программе созревания и функционирования данной формы поведения. Импритинг занимает промежуточное положение между научением и врожденными реакциями. Он обеспечивает реализацию врожденной стратегии и создает возможность для импровизации в случае неожиданных изменений внешних условий. Например, используется во время игры: преследование владельца ( " Ко мне ", " Рядом " ), потеря владельца ( " Ищи " ), захват игрушки пастью ( " Апорт " ). 
2. " Оперантное научение " - вид научения, происходящий за счет спонтанного порождения организмом множества разнообразных реакций на один и тот же стимул или ситуацию, с последующим закреплением только тех реакций, которые оказались наиболее удачными и эффективными. Задача или ситуация, с которой столкнулась собака, порождает у нее комплекс реакций: безусловных, инстинктивных, условных. Организм пробует на практике каждую из них и автоматически оценивает достигнутый при этом результат. Та из реакций, или то их случайное сочетание, которое приводит к наилучшему результату, т.е. обеспечивает оптимальное приспособление организма к возникшей ситуации, выделяется среди остальных и закрепляется на опыте. Это есть научение по методу проб и ошибок. Применятся, если собака возбуждена: дача лакомства, только при самостоятельной посадке перед владельцем ( " Сидеть " ), поощрение, если преодолеет " комнатное " препятствие или пролезет под ним ( " Барьер ", " Ползи " ), получение пищи только тогда, когда все члены семьи поели, выход на прогулку, только когда успокоится " попросит " разрешения). 
3. " Условно-рефлекторное научение " - приобретение реакции на новые раздражители по механизму условного рефлекса. Это реакция организма на раздражитель, в результате которой происходит сочетание данного раздражителя с удовлетворением актуальной потребности. Возникают новые формы поведения. Условные стимулы обычно являются нейтральными с точки зрения процесса и условий удовлетворения потребностей организма, но собака научается реагировать на них прижизненно в результате повторений ( одинаковых ситуаций ). Впоследствии условные стимулы начинают выполнять сигнальную или ориентировочную реакцию. Например, применяется при отработке временного режима содержания щенка - время кормления, выгуливания. Собака начинает реагировать на личную машину при частых поездках за город, на снаряжение - для прогулок, на владельца - приносит домой корм. 
4. " Викарное научение " - вид научения, происходящий в результате буквального копирования поведения объекта, являющегося образцом для подражания. Например, применяется при выгуле щенка с дрессированной взрослой собакой, в этом случае он не только начинает реагировать на сигналы управления раньше, но и частично копирует поведение вожака, даже если они являются представителями разных пород. В какой - то мере, если темпераменты владельца и собаки близки по характеру, то щенок начинает вести себя подобно владельцу. 
5. " Научение типа инсайта " - обозначает понимание отношений между стимулами или событиями. Оно предполагает внезапное возникновение реакции у собаки. Причиной этой реакции может быть опыт, приобретенный собакой в других условиях. Применяется при ознакомлении щенка с незнакомым для него местом. Если вести себя со щенком так же как дома, или в своем дворе, то щенок в дальнейшем перестает бояться чужих территорий и активно проявляет ориентировочную реакцию. Щенок попавший в экстремальную ситуацию ( например, связанную с новогодним фейерверком ), будет адаптироваться к ней быстрее, если хозяин не акцентирует его внимание на происходящем. 

Средства воспитания собаки могут делиться по характеру воздействия:
- прямые ( человек и собака ); 
- косвенные ( собака и окружающая среда ).

Средства воспитания собаки могут иметь следующие характеристики: 
- эмоциональную ( положительные и отрицательные эмоции ); 
- поведенческую ( механическую, вкусовую и т. д. ). 

       Индивидуальные различия. 

У собак существуют индивидуальные различия. С их учетом должна строиться практика воспитательного процесса. Воспитание собаки ценно тогда, когда ведет к повышению уровня развития щенка, а не ограничивается только содержанием. Систематическое применение тестов позволяет судить о том, как развивается щенок, и своевременно предпринимать необходимые меры, направленные на исправление недостатков. Целесообразность применения тестирования во время выращивания обусловлена необходимостью определить темпы развития. Щенок может отставать или развиваться ускорено. Эти две категории требуют особого внимания к себе: " отстающие " - потому что плохо поддаются воспитательному процессу, а " способные " - по причине неполного использования индивидуальных возможностей. К таким собакам обычно подходят индивидуально. В настоящее время в собаководстве, как правило, применяется система индивидуальной работы, т.е. построение ее с учетом уровня развития возможностей щенка.

Индивидуальное развитие.
Процесс индивидуального развития каждой собаки происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов и отношений. Все это составляет условия развития. От этих условий зависят индивидуальные особенности, превращение в соответствующие способности задатков, имеющихся с рождения, качество поведенческих свойств, приобретенных в процессе развития. Одни и те же щенки, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях будут в плане поведения развиваться по - разному. Чем более благоприятны условия для развития, тем большего они могут достичь за один и тот же период времени. Условия развития определяются совокупностью организации содержания и уровня подготовленности владельца и инструктора. Эти условия могут способствовать или препятствовать развитию, ускорять или, напротив, замедлять процесс.

Индивидуальный подход.
Нельзя сравнивать " успехи и неудачи " вашей собаки с другими сверстниками, имеющими иные физиологические данные, тем более других пород. Щенок изначально может иметь достаточно выраженную преобладающую поведенческую реакцию, и в этом будет его отличие от других щенков того - же возраста во дворе и на дрессировочной площадке. В дальнейшем именно она поможет развить необходимые качества молодой собаки и будет являться основным критерием для выбора методики дрессировки, а может даже определит специализацию на всю ее жизнь. Хотя, чаще всего реакции у собак проявляются в одинаковой степени, для некоторых пород может быть характерна одна постоянная. Например, у собак мелких пород возможна игровая реакция, у эрдельтерьеров - ориентировочная, у русского черного терьера - оборонительная, в активной форме. Отсюда и задача перед воспитателем: сохранить и развить этот сложный безусловный рефлекс, применив его для дела.

       Периодизация воспитательного процесса. 

Влияние среды ограничено теми возможностями, которые предоставляет уровень биологического созревания организма. Для формирования и развития каждого поведенческого свойства собаки есть свой период, когда необходимо начинать и активно вводить определенные элементы воспитания. Наилучшие условия для формирования создаются тогда, когда цели и задачи воспитания соответствуют потребностям собаки и усиливают их. Переходы из одного состояния ( возраста ) в другой могут происходить незаметно. Эти переходы связаны с изменением физических и других характеристик, с целостной перестройкой организма собаки. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психического уровня в иной, то это обычно сопровождается довольно приметными для внешнего наблюдения признаками. В переходный период собака может быть излишне угнетенной или легко возбудимой. Такая ситуация называется кризисом возрастного развития или возрастным кризисом. Преодоление кризиса у собаки означает шаг вперед по пути развития, переход собаки на более высокий уровень в следующий психический возраст.

       Влияние игры на развитие собаки. 

Физическое развитие собаки и совершенствование ее познавательных процессов нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизического совершенствования. Особое значение для познавательного и поведенческого развития имеют игры. Начинаются игры довольно рано, в щенячьем возрасте и не прекращаются вплоть до окончания обучения собаки. За это время существенно изменяются содержание и формы игры в соответствии с задатками возрастного развития. В определенные игры продолжают играть и взрослые собаки, так что игра- вид деятельности, свойственный не только щенкам.

Во время игр идет развитие всех сторон щенка, его физических данных, формируется необходимое поведение, усиливается роль познавательных процессов, индивидуальных характеристик. В процессе игры щенок осваивает символы и знаковые системы. Во время игры чаще трогайте щенка, ощупывайте, приучайте к своим рукам, тогда в дальнейшем у вас не будет проблем с ежедневным индивидуальным осмотром, показом прикуса и т. п., которые часто возникают у владельцев на выводках и выставках. Особенно растерянными бывают владельцы собак на учебной площадке, когда собака " почему-то " упрямится, а иногда показывает зубы. Чем больше вы ее будете " валять ", массировать, тем легче вам будет управлять ей. Бить щенка категорически запрещается, а вот прижать к земле, встряхнуть за холку - это естественное, природное действие соперника в стае себе подобных. Именно так вы можете поднять свой авторитет в глазах щенка, который вырастет и превратится в сильного и энергичного пса. Необходимо не упустить этот момент, потом будет поздно.

       Этапы воспитательного процесса.

Развитие собаки идет неравномерно: то ускоряясь, то замедляясь. Это дает основание для выделения качественно отличающихся друг от друга стадий развития. Каждый период требует своего стиля общения с собакой, применение особых приемов и методов воспитания. Первоначально требуется игра - выступающая как вид активности, обеспечивающий физическое развитие. В следующем этапе - ведущую роль играют " элементы направленного воздействия ", во время чего происходит познавательное развитие задатков и позитивных поведенческих реакций. Через такое “направленное воздействие” формируется вся система отношений щенка с окружающей средой и непосредственно с людьми. Далее включается этап непосредственных форм общения, формирование индивидуальных характеристик. Затем следует подготовка собаки ( при необходимости ) к деятельности, которой была определена человеком.

Территориально- возрастная структура воспитания собаки. 
1. Логово собаки - матери от рождения до отъема щенка человеком.
2. Дом, куда собака попадает после отъема. 
3. Территория для выгула и прогулок.
4. Места социализирующего обеспечения. 
4. Школа обучения владельца и дрессировки собак.
6. Место реального использования собаки для нужд человека.

К воспитанию можно отнести и вопросы культуры содержания собаки: обслуживание, выработка элементарных гигиенических навыков, кормления, приучение к ветеринарному осмотру.

       Основные правила содержания. 

В основу рекомендаций положено квартирное содержание собаки. Условия и режим содержания собаки должны соответствовать особенностям породы. Владелец собаки должен отчетливо понимать, что щенку нельзя позволять делать то, что будет ему запрещено, когда он вырастет. " Место " собаки не должно находится в темном месте, а также вблизи отопительных приборов. Нельзя запирать собаку в темном помещении. Нельзя привязывать собаку в помещении. Нельзя оставлять в доме болтающиеся проводки и веревки. Нельзя резко выдергивать из зубов собаки зажатую тряпку или поводок - можно повредить ему зубы. Щенок не должен оставаться надолго один в квартире. Необходимо следить, чтобы щенок не наглотался бумаги, тряпок, ниток. Не подпускайте его к незнакомым вам собакам.

Молодая собака обычно " следит за порядком " в доме. Стоит вам оставить какую либо вещь неприбранной, как она будет изгрызена во время вашего отсутствия. Поэтому надо не винить собаку, а следить за собой, убирая мелки вещи в предназначенные для них места ( шкафчики, полки, вешалки и т. д. ). Ни в коем случае не давайте для игры старую обувь, собака не чувствует разницы между новой и поношенной вещью.

       Обслуживание. 

Для обеспечения нормального физического развития молодой собаки необходимо выполнять следующие требования: 
· ежедневно совершать прогулки не только во дворе рядом с домом, но и за его пределами; 
· ежедневно осматривать и производить чистку и расчесывание шерсти; 
· постоянно содержать в исправном состоянии снаряжение; 
· ежедневно проводить уборку " места " и помещения, где она отдыхает; 
· ежедневно менять воду в миске ( которая должна стоять постоянно ); 
· при необходимости, но не часто, мыть, собаку ;
· выгуливать каждый раз до или после кормления.

Обычный порядок ежедневного обслуживания может быть следующий: осмотр собаки, выгуливание, чистка собаки, уборка места и помещения, кормление, ежедневная разовая прогулка, чистка собаки после прогулке, смена воды в миске, осмотр и ремонт снаряжения для собаки.

       Кормление. 

Справедлива английская поговорка - " половина породы формируется через желудок ". Правильное кормление молодой собаки - основное слагаемое ее нормального роста и развития. Пища должна быть малообъемной и одновременно питательной. Основным практическим показателем правильности кормового рациона щенка является его отличное физическое состояние: бодрое настроение, хорошая упитанность и хороший аппетит. В рационе должны присутствовать белки животного происхождения - мясо, яйца, углеводные корма - крупы, овощи, минеральные корма, витамины.

Температура корма не должна превышать температуру тела человека. Обычно количество кормлений зависит от возраста собаки: до 2 м. - 6 раз, до 3 м. - 5 раз, до 6 м. - 4 раза, до 12 м. - 3 раза, далее достаточно 2-х разового питания.

Составление конкретного рациона связано с конституциональными и экстерьерными характеристиками собаки. Соотношения белков, жиров, углеводов может в значительной степени определить внешний вид и рабочие качества собаки. Особенно следует отметить правильный баланс минеральных веществ, так как от него зависит формирование опорно-двигательного аппарата, зубной системы, шерстного покрова, то есть того биологического фундамента, который способствует полноценному развитию молодого организма собаки.

В качестве наиболее оптимального набора минеральных солей и наиболее правильного их соотношения, можно рекомендовать группы минеральных кормовых добавок: " КАЛЬЦЕФИТ " и " БИОЦЕФИТ ". По мнению собаководов - любителей и ведущих специалистов в области ветеринарии Санкт-Петербурга, эти минеральные композиции являются наиболее универсальными для построения опорно-двигательного аппарата и костяка собаки. 

       Выработка гигиенических навыков. 

Для выработки гигиенических навыков в первую очередь необходимо строго соблюдать режим обслуживания. Собака должна четко зафиксировать в своем биологическом механизме время, когда ее выгуливают. Со временем это поможет четко регулировать " выход ". Собаке необходимо давать только один и тот же объем пищи ( в случае повышения объема может произойти " авария " ) соответствующий ее возрасту и назначению. Необходимо держать собаку на постоянно утвержденном рационе, что-то новое может вызвать расстройство органов пищеварения. Излишне острая пища вызывает жажду и увеличение приема воды, что также нежелательно сказывается на чистоте в помещении, где находится собака. Недоеденный корм должен убираться. На ночь не следует давать ничего жидкого ( естественно, вода в чашке должна быть постоянно ). После сна, игры и после еды собаку необходимо вывести на улицу.

Источник: http://www.dog.ru/